Новокузнецкое отделение Кемеровского областного Союза журналистов России

Конкурсы

25.01.2020
Эскиз для спектакля

Два дня Новокузнецкого драматического театра были посвящены неординарному событию. На его сцене впервые прошла творческая лаборатория нового текста «Трансформация мифа».

Команда плюс актёры

– Подобную лабораторию я давно мечтал провести и увидеть её результаты на большой сцене. Однако такой возможности не было. К счастью, откликнулся на эксперимент Новокузнецкий драматический театр. Целая неделя подготовки к театральным эскизам была напряжённой и интересной. Поскольку лаборатория нового текста всесторонне исследует новые возможности классической схемы «режиссёр-драматург». Оба в этом формате вместе пишут оригинальный сценарий и ставят эскиз спектакля, – отметил в предисловии к первому эскизу под названием «Идиллия» руководитель лаборатории Павел Руднев, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, преподаватель школы-студии МХАТа и ГИТИСа. По словам критика, выбранная тема «Трансформация мифа» – это предложение для команд авторов исследовать то, как существующий миф реализуется в современном мире. Она практически не ограничивает режиссёров и драматургов, но задаёт им важный фактор исследования.
Необычный театральный проект реализовывался в несколько этапов. На первом (заочном) этапе Павел Руднев составил три творческих тандема «режиссёр-драматург». А созданные команды подготовили варианты текстов трансформированного мифа. На втором этапе (очном) команды в течение недели работали на театральных площадках с артистами новокузнецкой драмы. Результатом стали показы трёх эскизов будущих спектаклей. Итоговый выпуск лаборатории открыл эскиз под названием «Идиллия». За его основу взят древнегреческий миф о Кассандре. Режиссёр – Антон Маликов из Москвы, драматург – Алексей Житковский из Нижневартовска. На следующий день было показано два эскиза: «ЗАТО» режиссёра Юрия Алесина и драматурга Дана Сидероса из Москвы. Они интерпретировали древний библейский миф об Иове, поселив его в современный российский город. Завершал показ эскиз «Начало» режиссёра Максима Соколова и драматурга Анастасии Букреевой из Санкт-Петербурга.

«Что вы хотели этим сказать?»

После «прогона» каждого сценического действа проходило обсуждение. Режиссёры и драматурги вместе с актёрами выслушивали мнение не только зрителей, но и представителей театральной критики. Особенно горячо прошло обсуждение «Идиллии», в котором современная Кассандра пророчила человечеству из-за агрессивно наступающей бездуховности, стяжательства, любви к накопительству денег недоброе будущее. Которое рано или поздно будет гореть ярким огнём. Одни считали, что эскиз «потрясающий, заставляет задуматься над происходящим в современном мире». Другие говорили, что сюжет эскиза несколько запутан, тяжеловато смотрится. «И вообще что вы хотели этим сказать?» – с таким вопросом к драматургу Алексею Житковскому и режиссёру Антону Маликову обратилась одна из зрительниц. В частности, молодую женщину не устроило, что в эскизе звучит ненормативная лексика. «Лично я в быту не переношу мата. А уж тем более, когда он звучит на театральных подмостках! Ведь мы приходим в театр, как в храм высокого искусства, которое должно предостерегать зрителя от пошлости, учить культуре в повседневной жизни», – заметила молодая женщина. Надо сказать, что на каждое крепкое словечко с громким хохотом откликался один молодой зритель в десятом ряду. Реакция как его, так и сидящих с ним сотоварищей напоминала некую пошловатую разухабистость. Возможно, по замыслу авторов «Идиллии» это тоже был своеобразный театральный урок. С теми самыми нашими иногда резко жутковатыми реалиями, вырвавшимися из вековой тьмы древнего мифа. И если одни зрители признавались, что просмотрели эскиз на одном дыхании, и показанные на большом полотнище кинокадры из современной жизни показались им красочным и точным дополнением, тоо другие посчитали, что с фильмотекой в эскизе вышел перебор.

Всё, как в жизни!

Интересное замечание в процессе обсуждения сделала заядлая театралка Юлия Романова, один из организаторов «Сибирской Робинзонады». Она обратила внимание на то, как наша современная действительность перекликается с театральной. По словам Юлии, современный темп нашей жизни порой, из-за перегруженности разными событиями, напоминает заезженную пластинку. «Перед тем, как прийти в театр, я зашла в продуктовый супермаркет, что неподалёку. И обратила внимание на такую сценку. Уставшая продавец-кассир, обращаясь к отстоявшему очередь покупателю, словно зомби, несколько раз переспрашивала его одной и той же монотонной фразой: «Что вы хотите? Что вы хотите?». Пока покупатель не наклонился к ней и громко не произнёс: «Жениться хочу!» – поделилась она, вызвав тем самым смех зала. На что живо отреагировали создатели эскиза. Один из них одобрительно произнёс: «Да эту сценку вполне можно вплести в «ткань» спектакля! Настолько она образная и говорящая». Немало комплиментов было сделано и актёрам, занятым в «Идиллии». Они всего лишь за шесть дней сумели создать и сыграть вполне современный спектакль. Правда, с перспективой последующей доработки. Победителем же по итогам всей лаборатории был признан эскиз «ЗАТО», который вскоре войдёт в основной репертуар театра.

Не первая и не последняя

Не первый год театральные лаборатории предоставляют зрителям уникальную возможность оценить сшитые «вживую», оперативно, в течение нескольких дней постановки эскизных спектаклей. В 2020-м в новокузнецком драмтеатре пройдёт ещё один творческий лабораторный проект – по произведениям классиков русской и советской литературы. Лаборатория под руководством известного театроведа, театрального эксперта и педагога Александра Вислова состоится осенью, в рамках фестиваля «ОКНА» и будет проходить по творчеству Андрея Платонова. Ранее в нашей драме были проведены лаборатории, посвящённые творчеству Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, В.В. Маяковского, Н.С. Лескова, А.И. Солженицына, В.В. Набокова. Эскизы многих из них по оценке экспертов и зрителей, получив путёвку на сцену, вошли в основной репертуар и стали полноценными спектаклями.
Татьяна Викторова
Фото из архива Новокузнецкого драмтеатра
Наши партнеры