Новокузнецкое отделение Кемеровского областного Союза журналистов России

Конкурсы

13.02.2019
Премьера спектакля «Весы»: необыкновенная ночь – и обычные «маленькие вещи», которые делают все

«Весы» родились удивительно легко: всего за восемь репетиций и несколько прогонов. Безусловно, это особенный ребёнок. И дело даже не в том, что режиссёром пьесы стал её автор и наш земляк – Евгений Гришковец. Таинство рождения спектакля происходило не на родной для наших артистов сцене Новокузнецкого драматического театра, где многие из них служат больше двадцати лет, а в «чужом» Кемеровском областном театре драмы имени Луначарского, на чьей сцене попеременно репетировали и кемеровчане, и новокузнечане. А главное, эта постановка – редкая гостья на сегодняшних театральных подмостках – рассказывает об обычных людях. Таких, как мы. Которые живут здесь и сейчас.

И делают «маленькие вещи», какие в определённых обстоятельствах делают все без исключения мужчины. Например, выпивают в приёмном покое городского роддома – и очень волнуются. А женщины – мамы, тёщи, медсёстры – естественно, им за это выговаривают. Евгению Гришковцу замечательно удаётся подмечать – и выдавать – такие «мелочи», которым сразу и безоговорочно веришь, потому что в твоей жизни они тоже происходили. Все герои будто вышли из соседних квартир на твоей площадке. Да и ты сам, если честно, так поступаешь и говоришь.

От этого во время просмотра «Весов» рождается очень тёплое и приятное чувство, что ты здесь не зритель, а соучастник творящегося на сцене. Сейчас протянешь свой пластмассовый стаканчик за коньяком – и разоткровенничаешься. Всеобщей аутентичности способствуют предельно реальные декорации, свет, даже одежда персонажей. Никаких наворотов – обычные больничные стулья и дерево в горшке, обычные треники на мужиках, в каких в повседневной жизни ходят новокузнецкие шахтёры и металлурги. И разговоры они ведут обычные: верить или не верить гороскопам, как выбрать имя ребёнку.

И даже откровенничая, абсолютно понятны: сокровенные истории героев, которые именно так и произносятся – в поездах и приёмных отделениях роддомов, – случаются повсеместно. Хоть и не перестают от этого быть подлинными, настоящими, пронзительными. У одного умер маленьким сын – и прошлая жизнь полностью разрушилась: он больше не смог жить с женой и до сих пор толком не общается с родителями и бабушкой, у которых находился и заболел малыш, а они всё тянули и не хотели «беспокоить». У другого разладилось доверие с выросшей дочерью – и он не сумел помочь своей маленькой, нежной, беззащитной девочке, когда её жестоко обидел чужой мужчина.

И артисты играют точно: «профессор» Анатолий Смирнов, друг без пяти минут трижды отца Игорь Омельченко, мама, тёща и медсестра Татьяна Качалова. А особенно хорош Андрей Ковзель, исполняющий роль Алексея: глядя на него, забываешь, что перед тобой актёр – ощущение, что это действительно дважды папаша дочек, уж в третий-то раз ждущий непременно сына. В похвалу автору и режиссёру пьесы: он любит – это видно – всех своих героев и каждому даёт раскрыться с неожиданной стороны.

Идеалист и мамин сыночек (его играет Андрей Жилин), оказывается, хорошо знаком со страшной изнанкой человеческой природы – он следователь. И, став отцом, начинает бояться за своего ребёнка. А грубоватый и простоватый строитель, отчаянно надеющийся, что жена родит мальчика, в глубине души страшится, что это наконец-то случится. Он знает, как обращаться с дочками, а как надо быть отцом сына – для него пока необъяснимо. И всё это настолько понятно, обычно, искренне, горько или смешно, что зрители, сопереживая, восклицают и хлопают прямо во время спектакля – каждому метко попавшему слову.

Словно перед ними не актёры, играющие пьесу, а добрые приятели, которых хочется как-то поощрить. Только при обычных обстоятельствах – например, в лифте панельной многоэтажки – герои «Весов» вряд ли бы разговорились: молодой следователь, пожилой преподаватель и средних лет строители (хоть и с высшим образованием, но всё-таки не интеллигенты, а работяги, каких в нашем Новокузнецке тысячи).

Но тут особый случай – и необыкновенная ночь. Когда рождается твой ребёнок, и ты с волнением, страхом и счастьем вступаешь на таинственную, неизвестную территорию – даже если это происходит в третий раз. Где всех уравнивает извечное и великое братство – отцов. Где каждый понимает что-то такое… такое: необъяснимое. Но самое личное – и важное в жизни. Однозначно: этот спектакль просто необходимо посмотреть – мужьям и жёнам, выросшим детям и их родителям. Получится приятный семейный вечер с долгоиграющим хорошим настроением.

И хотя постановка не идеально ровная, со своими взлётами и падениями, парой-тройкой затянутых монологов и скучноватых сцен, общее впечатление это не портит. Чудно подмеченные Гришковцом «маленькие вещи», которые в одинаковых ситуациях говорят и делают все мужчины и все женщины, – возвращают тебе собственные воспоминания о томительных часах в таком же приёмном покое такого же роддома, о разговорах и спорах «по душам», о твоих любви и нескончаемой тревоге за только что родившегося маленького человечка.

И ты улыбаешься.

Инна Ким, фото Сергея Косолапова
Наши партнеры